Развитие эмоций у детей

Человек обладает эмоциями с самого рождения. По мнению исследователей, еще в утробе матери ребенок способен реагировать на внешнее воздействие, демонстрируя довольство или недовольство. Если реакции плода во многом обусловлены состоянием женщины, то уже у рожденного ребенка формируется своя собственная система выражения чувств.
Условно развитие эмоций у человека происходит в четыре этапа:
Новорождённый;
Младенческий;
Отроческий;
зрелый.
Первый уровень развития эмоций преимущественно обусловлен проявлением инстинктов. Новорожденным свойственно испытывать преимущественно отрицательные эмоции, поскольку начало жизни сопровождается влиянием негативных факторов как внешней, так и внутренней среды. Малышу неприятен испытываемый после утробы матери холод, раздражает яркий свет. Приспособление организма к новым условиям жизнедеятельности также сопровождается болезненными ощущениями, будь то вздутие живота или отрыжка.
Об испытываемых эмоциях малыш дает знать плачем, привлекая взрослых к решению его проблем.
Безусловно, у новорожденных можно наблюдать и улыбку. Малыши начинают улыбаться довольно рано. Радость может быть вызвана появлением взрослого.
В младенчестве спектр испытываемых эмоций у новорожденных ограничены ощущениями приятное — неприятное. Позитивные эмоции может вызывать появление матери. По мере взросления малыша будет радовать любое внимание и «общение» со взрослыми. «Комплекс оживления», подразумевающий бурную реакцию с радостным гулением, размахиванием конечностей, который проявляет ребенок, свидетельствует о его довольстве. Чем чаще малыш испытывает подобные эмоции, тем быстрее развиваются его навыки.
К полугоду малыш уже требует постоянное присутствие матери. На общество незнакомых людей реагирует настороженно, или даже плачет. В этом возрасте всем телом дает понять, чего ему хочется, если не желает одеваться, например, или кушать, может сопротивляться.
С семимесячного возраста следует прививать малышу культуру поведения, поскольку он в значительной степени осознает свои действия. Неизмеримо больше спектр эмоций малыша в девять месяцев. Он может протестовать, радоваться, ревновать, капризничать. В годовалом возрасте взрослые могут понять какой у малыша будет характер.
Отроческий этап развития эмоций значительно сложнее. В этом периоде эмоциональность проявляется наиболее остро. Во многом это обусловлено бурно развивающимися в этом периоде гормональными и физиологическими процессами. Подросткам свойственна психическая неуравновешенность и резкие смены настроения. Проявления эмоций могут зависеть и от социума, в котором находится подросток, и от воспитания.
На четвертом этапе происходит окончательное созревание эмоционального развития. В этот период высшие эмоции сформированы, человек научился контролировать свои чувства. В сложной ситуации человек со зрелым эмоциональным фоном в первую очередь руководствуется здравым смыслом.
Ожидаемо, что в разном периоде взросления одни и те же события вызывают разную реакцию. Если новорожденный не реагирует на уход матери, то малыш в семь месяцев будет бурно протестовать и плакать, подросток же и вовсе обрадуется возможности побыть одному. Такое же разнообразное проявление эмоции страха. Тогда как ребенок может броситься к взрослым за помощью, дети постарше избегают проявления своих истинных чувств. Подростки игнорируют угрозы или пытаются приспособиться к новым условиям.